Организация физического воспитания

Организация физического воспитания — процесс важный, как и иной урок. Урок физкультуры, как обязательная организационная форма физического воспитания для всех учащихся, обеспечивает тот минимум двигательных знаний, навыков и умений, который был предусмотрен школьной программой и составляет основу общей физической подготовленности.

Практически все основные средства физического воспитания (гигиенические и природные факторы, физические упражнения) используются в различных сочетаниях для разностороннего воздействия уроков физкультуры. Организация физического воспитания нужна ведь развивающий и оздоровительный эффект от занятия физкультурой происходит благодаря тщательному подбору легкоатлетических и гимнастических упражнений, спортивных и подвижных игр, а также умелой их дозировки, соблюдению всех гигиенических условий. Обеспечение единства интеллектуальных действий, двигательных ощущений, чувств и эмоций не менее важно. Организация физического воспитания должна учитывать, что объем физических упражнений, которые выполняются школьниками, напрямую зависит от их возраста. К примеру, школьники более младшего возраста нуждаются в более частой смене движений, поэтому в пределах урока необходимо проводить 3-4 упражнения. А вот от учеников средних и старших классов требуется, прежде всего, точность выполнения движений. Гораздо больше времени выделяется на их разучивание и освоение, при этом само количество упражнений заметно уменьшается.

Организация физического воспитания такова, что к построению урока физкультуры предъявляются не только общедидактические, но и специфические требования. Удовлетворение всех этих требований подразумевает собой увеличение нагрузки на организм школьника по нарастающей, чтобы во второй половине урока она достигла максимума, а затем постоянно снижалась до исходного своего состояния. Организация физического воспитания должна быть постепенной. Для подготовки учеников к выполнению основных двигательных упражнений нужно провести гимнастические построения и перестроения, ходьбу, бег, а также серию общеразвивающих упражнений (на ловкость, чувство ритма, осанку и внимание). В основной части урока физиологическая прямая достигает своего пика. На этом этапе происходит разучивание новых упражнений, совершенствование тех, которые были разучены ранее, им сообщаются все теоретические сведения, соответствующие программе. В заключительной части урока рекомендуется применять игры, не требующие большого физического напряжений, дыхательные, строевые ритмические и некоторые другие, несложные упражнения. Это необходимо для того, чтобы снять естественное возбуждение, а также привести в относительно спокойное состояние организм ученика.

Организация физического воспитания проходит следующим образом. К урокам физкультуры примыкают и занятия, которые проводятся в группах общей физической подготовки. Организованы они на добровольных началах и представляют собой некую переходную форму от урока к спортивной секции. Стоит отметить, что такие группы имеют многоцелевое назначение. К примеру, они помогают отстающим от учебной программы, повышая уровень их физической подготовленности. К тому же, ученики приобщаются к систематическим занятиям. Группы общей физподготовки содействуют выбору спортивной специализации, осуществляют подготовку к предстоящим внутришкольным соревнованиям, сдаче нормативов ГТО.

Организация физического воспитания может иметь такие поправки. Для наиболее физически подготовленных учеников существуют спортивные секции. Содержание занятий в подобных секциях напрямую зависит от культивируемого вида спорта, а также определяется программами, разработанными для коллективов физической культуры восьмилетних и средних школ. Для школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья и физическом развитии, организация физического воспитанияпредусматривает занятия по лечебной физкультуре. Для комплектования групп по лечебной физкультуре тщательно изучаются и учитываются данные медицинских осмотров, результаты контрольных испытаний и педагогических наблюдений, а также функциональные возможности и самочувствие самих учеников. Инструктивными материалами органов здравоохранения регламентируются отбор упражнений, нормирование, общая физнагрузка. По результатам исследований и наблюдений, современные школьники, переходя из класса в класс, все больше испытывают двигательную недостаточность, которую еще называют гиподинамией.

Заметное ухудшение основных характеристик функционального состояния (жизненной емкости легких, мышечной силы, сердечно-сосудистой деятельности) и физического развития организма связно непосредственно со снижением уровня двигательной активности учащихся. Значит упущена правильная организация физического воспитания. Для придания их двигательной активности организованные формы, мероприятия оздоровительно-гигиенического характера непременно должны быть предусмотрены в режиме учебного дня. К ним можно отнести физкультурные минутки и паузы, гимнастику до занятий.