Основы нравственного воспитания

Основы нравственного воспитания должен знать любой педагог. В процессе воспитания и обучения необходимо стремиться к тому, чтобы сформировать у молодежи высокие нравственные показатели и качества – убежденность, основанную на определенных идеях, понятие дисциплины, коллективизм, чувство долга.

Не менее важна активная жизненная позиция молодежи, сформировать которую помогают основы нравственного воспитания. Молодежь должна отдавать все свои силы во благо общества, а это «…значит объединять подрастающее поколение и организовывать ее, при этом на собственном примере показывая дисциплинированность и основы воспитания». Для формирования нравственного облика необходима активная жизненная позиция, а также практическое участие молодежи в созидательном процессе.

Известная теория К.Маркса и Ф.Энгельса, которую значительно развил В.Ленин, стала идейной основой для нравственного воспитания в советское время. Именно на ее основе были определены цели и задачи нравственной стороны воспитательного процесса у подрастающего поколения.

Дальнейшее развитие и отражение учение Ленина нашло в решениях Коммунистической партии, а также в конкретной практической деятельности партийных и профсоюзных организаций, учебных и воспитательных учреждений. Программа КПСС зафиксировала нормы и принципы морали коммунистического строя, а также основы нравственного воспитания в так называемом моральном кодексе строителя нового коммунизма. В нем отражается и достигнутый на данном этапе уровень нравственности, и программа ее дальнейшего развития. Она выражается в форме объективного требования социального общества.

Учения Маркса и Ленина , открывающие классово-исторический характер развития нравственности и морали, дают возможность раскрыть антинаучную сущность нравственного воспитания как такового в педагогике буржуазного строя.

Марксистско-ленинское учение рассматривает коллектив и коллективную деятельность как важнейшую основу, дающую основание и возможность для развития и формирования личности. Великие авторы «Немецкой идеологии» еще в своих основах писали, что «только коллектив дает каждому индивиду возможность и средства для полного и всестороннего развития всех его способностей и задатков…».

Классики этого направления учения определяли человеческую сущность, как «совокупность общественных решений», тем самым показывая, что только общество, в котором присутствует полная свобода от эксплуатации, способно создать реальные условия для равного и коллективного отношения между людьми. которым известны основы нравственного воспитания. Истинный коллектив – это социальное объединение, основанное на основных принципах коммунизма. Материальной основой в данном случае выступает общественная собственность на средства производства. Коренной чертой социалистической жизни является именно коллективизм. Личность, сформированная и воспитанная на основе этих социальных принципов, отличается сознанием неразделенности личных интересов от общественных, готовности в любой момент принести личные интересы в жертву коллективным интересам, в едином стремлении к достижению общественных целей, в проявлении гражданского долга и причастности каждой личности к формированию коммунизма в целом.

Основная ячейка, через которую происходит взаимосвязь и взаимодействие общества и отдельно взятой личности, – трудовой коллектив в социальном обществе. Именно в нем воспитываются основные нравственные качества, понятия дружбы, ответственности, готовности прийти на помощь друг другу (то есть основы нравственного воспитания).