Проблемы семейного воспитания

Проблемы семейного воспитания отражаются со временем на психике ребенка. Воспитание, образование и становление личности каждого человека во многом зависит от воспитания, полученного им в семье.

Многие называют семейное воспитание фундаментом, основой, на которой строится вся дальнейшая жизнь человека. И естественно, от крепости и добротности фундамента, в будущем будет зависеть течение жизни и судьба каждого человека.

В Древней Руси была очень тесная взаимосвязь между образовательной системой и церковью – в процессе обучения читалось и даже заучивалось наизусть церковное писание, церковно-богослужебные книги, такие как Апостол, Часослов, Псалтырь или Евангелие. Проблемы семейного воспитания заключались в том, что именно по этим книгам дети учились читать, а кроме чтения преподавали еще церковное пение. Книга, по которой учились считалась священной, церковным предметом, который был перенесен в дом. В роли учителей выступали представители духовенства: монахи, дьяконы, священники, дьячки. Мастера, преподававшие грамоту были кандидатами в дьячки, и практически не было разницы между дьячками и мастерами грамоты, подьячим и школяром, все это были наименования видоизменений одной профессии. Обучались в домах церковнослужителей, были организованы школы при церквях и монастырях, откуда и появилась русская поговорка «Школа – церковный угол». Но это создавало некоторые проблемы семейного воспитания.

В те времена проблемы семейного воспитания были следующими. Общество было поделено на классы, и каждая семья принадлежала к определенному классу. Соответственно, их дети оставались в том же классе. Дети рабочих становились рабочими, сын крестьянина оставался крестьянином. Сегодня же эти проблемы семейного воспитания исчезли, перед детьми открыты широкие возможности, и они зависят не от финансовых возможностей семьи, как в те времена, а в большей степени от уровня подготовки и способностей ребенка. То есть, у детей сегодня есть возможность использования широчайших просторов. И это сегодня осознают как родители, так и дети. И сегодня практически сводится на нет воспитание, основанное исключительно на отцовском усмотрении. Родителям же рекомендуется выбирать более тонок и осторожное руководство своим ребенком.

Сегодня исчезли такие проблемы семейного воспитания — перестал быть актуальным культ отцовской семьи, так как у женщины появились права наравне с мужчинами. Семья перестала подчиняться единовластию отца, а больше стала походить на сплоченный коллектив, поэтому проблемы семейного воспитания приобери другой характер.

Родительская забота и любовь могут иметь характер нормального только в семье, в которой воспитывается несколько детей. Проблемы семейного воспитания отсутствуют ввиду того, что в такой ситуации родительская забота распределена равномерно между всеми детьми. Это дает возможность с малых лет приучить ребенка к коллективу, приобщая его к приобретению опыта взаимосвязи и общения. Если дети в семье разного возраста (старшие и младшие), то они в общении приобретают опыт дружбы и любви в различных ее проявлениях. Такие отношения в семье дают ребенку возможность «потренироваться» в различных видах отношений между людьми, что важно для решения проблемы семейного воспитания. Он может оказаться в ситуациях, которые были бы недоступны одному ребенку в семье: любовь к старшему или младшему брату (сестре), умение поделиться, посочувствовать и другие. И не говоря уже о том, что в такой семье буквально каждый шаг ребенка соприкасается с коллективом, а это играет чрезмерно важную роль в воспитательном процессе, корректирует проблемы семейного воспитания.

Однако неполная семья может иметь различные проявления и проблемы семейного воспитания. Для ребенка достаточно болезненным считается ситуация, когда его родители живут порознь. В подобных ситуациях ребенок становится предметом споров между родителями, которые относятся друг к другу неуважительно и даже не пытаются скрывать свои чувства от ребенка.

В подобных ситуациях, определяющих такие проблемы семейного воспитания — когда по каким-либо причинам родители расходятся, им можно порекомендовать, чтобы в ссоре и расхождении они не забывали о детях. Любые разногласия и ссоры нужно стараться решить деликатным образом, не показывать детям свою неприязнь к бывшему супругу.

Мужу, который оставил семью, намного труднее принимать участие в воспитании детей и решать проблемы семейного воспитания. И если его влияние на данную семью оказывается неблаготворным, то будет лучше, если бывшая семья вообще забудет о нем. Это не касается материальных обязательств, которые он несет по отношению к покинутым детям.

Структура семьи достаточно важный и серьезный вопрос, поэтому к ней необходимо относиться с полной серьезностью, не игнорируя проблемы семейного воспитания.

Если супруги любят друг друга и своих детей, и хотят воспитать их наилучшим образом, то они будут стараться налаживать взаимные несогласия на начальных стадиях, не провоцируя проблемы семейного воспитания и не доводя их до разрыва отношений, тем самым ставя ребенка в трудное положение.

Еще один не менее важный вопрос – цели и проблемы семейного воспитания ребенка в семье. Некоторые семьи проявляют полное бездумье в данном вопросе – дети и родители просто живут совместно под одной крышей, и думают, что ребенок сам воспитается. Такие родители не проявляют определенной цели, и у них нет четкой программы воспитания. Естественно, что в таком случае и результаты будут соответствующими, а родители потом искренне удивляются тому, почему у них дети выросли такими плохими. Ни одно дело, в том числе и воспитание детей, не гарантирует хороших результатов, если неизвестна цель, которую необходимо достичь.