Сказкотерапия — волшебный мир сказок

Сказкотерапия - волшебный мир сказок

Сказки существовали уже в Древнем Египте. До нас дошли свидетельства наличия сказочных рассказов о животных, о людях, бытовые сказки, повествования с различными волшебными сюжетами.
Неслучайно отмечается всеми историками и психологами, что сказкотерапия исторически наиболее древний метод передачи информации и в целом житейских знаний.

Сказкотерапия — направление психотерапии, в котором для достижения терапевтического эффекта используются сказки.

Первоначально сказка была своеобразным проводником информации, позволяющим сохранять историю народа в памяти людей, такие истории передавались только из уст в уста, старшее поколение рассказывало о своих знаниях младшему. Такая форма облегчала усвоение и закрепление правил и норм жизни окружающим их мире, служила методом общения. Таким образом, реальная жизненная история, оформленная в сказочное повествование, служила многим целям – воспитательным, образовательным, формированию мировоззрения, жизненного опыта, эрудиции и даже обучению способности к выживанию в общественной среде.

Сегодня метод сказкотерапии, сравнительно новый и не столь распространенный в образовательной среде, некоторые специалисты в сфере воспитания относят его к несерьёзному или как формулируют — «детскому» методу. Конечно, такое мнение о методе возникает из-за использования термина «сказка», однако данный метод постепенно начинает применяться в том числе для работы со взрослыми. И познакомившись более близко с этим методом, большинство меняет о нем свое первоначальное мнение.

Так каким же волшебным образом сказка воздействует на ребенка?

Действие сказок на самом деле, достаточно простое. Сказка — это прекрасно скомпонованное и стилистически точно оформленное произведение. Сказка показывает в простом, доступном ребенку образном виде все стороны общественной жизни. Дает возможность посмотреть на себя и на свои поступки или проступки со стороны, через образы сказочных героев. В возрасте до 10-12 лет самые основные и компетентные знания, а также необходимая социализация ребенка должны,  закрепляться в его сознании через положительные, добрые и яркие образы. В этом возрасте лучше всего с такой задачей справляются сказки и их сказочные герои. Через сказки у ребенка сформировывается система знаний, ценностей, понятий о добре и зле, хорошем и плохом. Можно с большой уверенностью говорить, что простые сказки в конечном счете формируют и менталитет взрослеющего ребенка.

Конечно, просто чтение сказок не сформирует всех положительных качеств в ребенке, для лучшего восприятия и представления картины мира, необходимо проговаривать с ребенком всё прочитанное, услышанное, разбирать сюжеты, обсуждать, сравнивать героев сказок. Такое дополнительное закрепление услышанного материала, даст возможность более качественно, точно, верно, акцентировано закрепить в понимании ребенка основные ценности, законы и правила жизни, а это облегчит дальнейшую жизнь самого малыша и сформирует у него на постоянной основе необходимые человеческие качества.

Родителям тоже, непременно, весь процесс будет доставлять много приятных моментов. Взрослые, несмотря на всю свою серьезность и основательность, тоже любят окунаться в детство, вспоминать детские ощущения от игры с родителями, от радости новых ощущений, знаний. Так что родители с высоты прожитых лет и накопленных знаний, смогут поделиться этими знаниями и с ребенком, проводником этому опять же послужит сказка, в сюжет которой старшие могут привносить любые повороты, в зависимости от желания преподнести ребенку ту или иную жизненную ситуацию, мудрость, урок.

Сказка поможет ребенку справиться со своими страхами, опасениями, неуверенностью в себе, обыграв ситуацию в безопасном для ребенка образе. В этом, конечно весь труд и подбор материала ложится на родителей. Конечно, как и все психотерапевтические подходы, метод сказкотерапии в воспитательном процессе не универсален.

Сказкотерапия позволяет контролировать, диагностировать, воспитывать и конечно, развивать.

Различные цели и задачи -различные типы и методики сказкотерапии.

Сказкотерапия - волшебный мир сказок

Диагностические сказки

Не все сказки нравятся ребенку одинаково, есть более любимые, есть менее любимые. От сюда можно сделать следующий вывод, каждый ребенок проецирует сюжет сказки на себя, определяет понравившегося героя, ассоциирует его поведение, его манеру общения с собственными. Попробуйте сочинить вместе с ребенком небольшую сказку, или расскажите приготовленную вами заранее: при этом в сказке главный герой должен быть похож на вашего ребенка (робкий и застенчивый или драчун и забияка, плохо ест или разбрасывает игрушки и т.д, вариантов масса). В поцессе рассказа понаблюдайте за реакцией ребенка, обратите  внимание на жесты и мимику,  так вы поймете все скрытые переживания, стремления, желания ребенка.  Через некоторое время постарайтесь обсудить с ребенком эту сказку.

Профилактические сказки

Во время чтения ребенку сказок, он познает окружающий мир, совершенно в опосредованной, свободной манере, без какого-либо заставления, понуждения, а самостоятельно, непринужденно. Во время прочтения профилактический сказок у ребенка закладывается представление о различных ситуациях, знаниях об окружающих, о себе.

Дидактические сказки

Также их еще называют, развивающие, обучающие сказки. Эти сказки обучают ребенка, направляют его развитие в необходимое русло, обеспечиваю воспитательные задачи. Прививают правила поведения, общения, уважение к старшим. Воспитательные цели сказок, пожалуй, возглавляют всю совокупность положительных результатов от сказкотерапии.

Художественные сказки

Народные сказки конечно необходимо использовать в воспитательных целях. Весь кладезь знаний, умений, доброты, накопленный народом на протяжении веков, поможет в воспитании полноценной, образованной личности.

Медитативные сказки

Такие сказки рассказывают перед сном, цель — расслабить ребенка, успокоить, подготовить ко сну, дать ребенку положительные эмоции, при этом не возбуждая его на активность, не будоража его чувственную сферу, такие сказки лишены слишком ярких сюжетов, лишены злых героев. Прочитав медитативную, успокаивающую сказку, вы обеспечите ребенку тихий, здоровый сон.

Лечебно-психологические сказки

Дети воспринимают сюжет сказки как на сознательном, так и подсознательном уровне. Ребенок просто проникает своими мыслями и чувствами в сюжетную линию сказки, воспринимает героев как реальных действующих лиц, сопереживает им, радуется вместе с ними, грустит, болеет за них. Такое проникновенное восприятие сказочной действительности, дает ребенку возможность посмотреть на себя со стороны в различных жизненных ситуациях. А в реальности, такие переживания дают ребенку в будущем множество положительных эффектов. Ребенок будет легче справляться с различными трудностями, легче переносить и принимать невзгоды, ребенок будет думать перед тем как что-то сделать, а так же сопоставлять ситуации с уже накопленным, пусть и маленьким, но хорошим жизненным опытом.

Стоит также отметить, что разному возрасту ребенка может соответствовать сказка разной направленности: притча или песня, баллада или басня, легенда или миф, а так же  применение сказки должно быть полностью уместным в определенной воспитательной ситуации.