Условия нравственного воспитания

Условия нравственного воспитания обеспечат должный эффект от этого процесса. Анализируя систему нравственного воспитания, Б.Ф. Райский, Н.Е. Ковалев, Н.А. Сорокин выделяют последующие условия нравственного воспитания:

  • грамотные воспитательные воздействия преподавателя и коллектива учащихся в решении определенных педагогических задач, а внутри коллектива – целостность действий учеников,
  • применение приемов направленных на формирование образовательной деятельности нравственным воспитанием,
  • под системой нравственного воспитания подразумевается взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых моральных качеств у учеников,
  • систему нравственного воспитания следует рассматривать и в последовательности развития определенных качеств личности по мере взросления и умственного созревания учеников.

В формировании личности школьника, по уверениям С. Рубинштейна, особенное место занимает вопрос развития нравственных качеств, которые составляют базис поведения.

В данном возрасте ребенок не просто познает сущность нравственных категорий, но и обучается оценивать их значение в действиях окружающих, и в собственных поступках, поэтому важны условия нравственного воспитания.

На определение роли планирования, как в учебной деятельности, так и в нравственном поведении школьников младшего возраста было направлено внимание многих авторитетных ученых.

В исследованиях они обращаются к формированию нравственных мотивов поведения, оценки и самооценки поведения.

Процесс воспитания строится на принципе целостности сознания и деятельности, исходя из этого формирование свойств личности возможно лишь при ее участии в деятельности, а также в том, что должны быть определенные условия нравственного воспитания.

Работая над проблемами нравственной воспитанности учеников, следует обязательно учитывать их возрастные, а также психологические особенности:

Склонность к игре, как условия нравственного воспитания. В условиях игровых отношений дети добровольно занимаются, тем самым осваивают нормативное поведение. В играх, больше чем остальном, требуется умение соблюдать правила, это основные условия нравственного воспитания. Нарушение правил дети всегда подмечают и затем выражают свое осуждение тому кто их нарушил. В случае если ребенок не подчиняется мнению преобладающего большинства, ему приходиться выслушать множество далеко не приятных слов, к тому же он может вовсе выйти из игры, таковы условия нравственного воспитания. Таким образом ребенок учится считаться с желаниями окружающих, получает важные уроки честности, справедливости, правдивости. Игра требует от участников умения работать по правилам.

Невозможность продолжительное время заниматься какой-либо монотонной деятельностью. Как уверяют психологи, дети 6-7-летнего возраста не могут удерживать собственное внимание на одном каком-то предмете больше 10 минут. Затем они начинают отвлекаться, переключать внимание на какие-либо другие предметы, вот по этой причине и условия нравственного воспитания требуют систематичная смена видов деятельности в процессе занятий.

Отсутствие четкости нравственных представлений в связи с маленьким опытом.

Также может существовать большой разрыв между знанием, как следует поступать, и практическим применением данных знаний. Поскольку не всегда знание моральных норм и правил поведения полностью соответствует практическим действиям. Особенно часто это происходит в ситуациях, где происходит конфликт этических норм и индивидуальных желаний.

Неравномерность применения вежливого общения с взрослыми и со своими друзьями.